Участие АНО Центр гуманитарных исследований и культурных инициатив в Форуме объединенных культур в Санкт-Петербурге
Центр гуманитарных исследований и культурных инициатив принял участие в Форуме объединенных культур в Санкт-Петербурге. Особенно хочется отметить выступление Патриарха Кирилла в Мариинском дворце. Концепция деятельности нашего Центра полностью совпадает с тем, что Патриарх изложил в своей лекции. Недаром даже доменное имя нашего сайта отражает мысль о важности культуры, или возделывания души.
Основная задача нашего Центра — культурно-просветительская и научно-исследовательская деятельность. Cultura Animi — слова римского философа Цицерона, который впервые в истории употребил слово «культура» в современном для нас гуманитарном контексте. В произведении «Тускуланские беседы», говоря о cultura animi — возделывании и воспитании души, Марк Тулий Цицерон отождествляет ее с философией. В ответ на реплику оппонента «Если иные хорошие философы живут недостойным образом, — не лучшее ли это доказательство, что философия бесполезна?». Ответ был таким: «Это вовсе ничего не доказывает: ведь и поля не все плодоносны, хоть и возделываются <…> как поля, так и не все плодоносны и души. <…> как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души — это и есть философия [cultura autem animi philosophia est]: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей — сеет, так сказать — только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай».
Исходя из этого, подлинное назначение «культуры» — возделывание, окультуривание души. Это возделывание и есть истинная философия
Лекция Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Форуме объединенных культур в Санкт-Петербурге стала важным событием. Патриарх Кирилл выступил в Белом зале Мариинского дворца 11 сентября 2024 года.
Из выступления Патриарха:
Хорошо известно, что слово «культура» имеет тот же корень, что слово «культ», и происходит от известного латинского глагола colere, который означает «возделывать», «ухаживать», а также и «почитать».
Попытки западно-европейской философии XVIII и XIX веков представить религию как детство человеческого разума в новейшее время были признаны несостоятельными. Особенно после завершения драмы атеистического гуманизма XX века. Религия обращена не только к разрешению так называемых предельных вопросов бытия — что есть смерть? боль? страдание? зло? Она дает и проверенные практические ответы на вопросы «А как жить? К чему стремиться? Во что верить? Какая цель жизни?.
Мирча Элиаде, один из крупнейших исследователей религиозных вопросов в XX веке, пишет: кризис бытия имеет религиозный характер, так как на древнем уровне культуры бытие отождествляется со священным…Все начиналось с культа — с поклонения божеству… И всякое поклонение высшей силе сопровождалось проявлением интеллектуальных и эстетических сил человека. В жертву Богу приносили не только животных, но и все самое лучшее. В том числе создавались храмы, замечательные произведения античного, средневекового и современного искусства.
Для культуры ключевым было греческое понятие «пайдейя» — целостный процесс воспитания и образования человека. Пайдейя включает в себя не только передачу знаний, но прежде всего формирование характера, моральных ценностей, эстетического вкуса. Она рассматривалась как непрерывный процесс, направленный на достижение идеала, объединяющего понятия красоты и добродетели…Крен современных образовательных систем в формальный интеллектуализм привел к невнимательности к двум важным составляющим пайдейи — физической культуре и развитию эстетического чувства.
Раскультуривание тождественно расчеловечиванию, то есть дегуманизации. Утратив опору — религиозно значимые ориентиры, культура утрачивает свою душу.
…Почитать и ухаживать — одно из значений латинского слова colere — показывают важность воспитания высокой чести в человеке — возделывание нивы человеческого сердца. Убежден, что отказ от борьбы за высоту нравственного образа человека в угоду страстям и извращениям самое настоящее предательство человека и человечности.
Священник и философ Павел Флоренский, которого часто называют «русским Леонардо», писал из Соловецкого лагеря детям: «Приучайте себя все, что бы ни делали вы, делать отчетливо. Не смазывайте своей деятельности, не делайте ничего безвкусного, кое-как. Помните: в «кое-как» можно потерять всю жизнь… Кто делает кое-как, тот и говорить научается кое-как, а неряшливое слово… вовлекает в эту неотчетливость и мысль. Не дозволяйте себе мыслить небрежно… В этом залог духовной свободы и радости мысли».
…В полной мере сознавая, к какой опасной черте приблизился мир, и отчетливо понимая всю возложенную на нас ответственность, мы не имеем права небрежно мыслить и небрежно действовать, но призваны сообща остановить процесс дегуманизации культуры, вернув человеку и человечеству его высокое, Богом определенное достоинство.